Перед тем как выбрать трюковой самокат, нужно вникнуть в принцип работы конструкции — понять, что такое рама, дека или компрессия. Благо, что за последние годы кикскутеринг, из веселого и простого способа времяпрепровождения, превратился в настоящую спортивную дисциплину.
Опытные райдеры, регулярно бросающие вызов гравитации, с радостью делятся советами о преимуществах тех или иных аппаратов. Выбирать устройства следует крайне аккуратно — от их качества напрямую зависит безопасность пользователя.
Основные характеристики трюковых самокатов
Главное отличие между обычным и трюковым самокатом заключается, конечно же, в общем весе. Специалисты, конструирующие модули для экстрима, стараются избавить их от всех лишних деталей, влияющих на итоговую массу. Они вносят инженерные изменения в схемы устройства колес, колесных дисков, рулей, дек и систем компрессии, стремясь облегчить результат, при стопроцентном сохранении прочности.
Именно поэтому ответить на вопрос о том, как выбрать трюковой самокат для ребенка или для взрослого, бывает непросто.. Практически все аппараты обладают уникальными преимуществами и недостатками, разбираться с которыми следует по шагам.
Вес
Вес трюкового самоката — решающий момент, на который обращают внимание практически все опытные райдеры. Слишком легкий модуль попросту не сумеет развить инерцию, а тяжелые блоки страдают из-за явной неповоротливости. Сколько должен весить трюковой самокат? Общая масса среднестатистического «железного коня» колеблется в районе четырех килограмм — это универсальное значение, являющееся своеобразным эталоном для многих конструкторов. Новичкам и подросткам следует сделать выбор в пользу облегченных изделий (3-3,5 кг). Любителям со средним опытом, освоившим хотя бы базовые трюки, нужно посмотреть в сторону тяжелых вариантов.
Парковые райдеры также предпочитают работать с массивными деталями. С их помощью они добавляют аппарату внушительные параметры надежности и контроля. Чем больший навык сумел развить человек, тем лучше он чувствует габариты и конфигурацию.
Колеса
«Какой трюковой самокат выбрать для активного спорта?» — ответить на представленный вопрос поможет процесс изучения колесной базы. Дело в том, что маленькие колеса обеспечивают повышенную маневренность и подвижность, однако новичкам кататься на таких устройствах бывает трудно. На старте можно взять систему, базирующуюся на 110-126 мм, а после — осуществить замену, с постепенным набором опыта.
Диаметр колеса напрямую влияет на максимальную скорость и радиус поворота — чрезвычайно важные эксплуатационные характеристики «железного коня». Кроме того, он задает высоту просвета (своеобразный клиренс) между декой и асфальтированным покрытием. Аналоги на 100 мм получили свое распространение в рамках классического «Стрита» — там нужна отменная маневренность. Варианты на 110 и 125 мм предназначены для паркового катания, с упором на скорость, стабильность и контроль.
Отличным выбором станет трюковой самокат QUAKE Q1 со скоростными 110-миллиметровыми колесами, HIC-компрессией и цветной гальванизацией. Он подойдет райдерам с ростом от 125 до 170 см и весом до 100 кг.
Колесные диски
Все современные колесные спицы делятся на три внушительные категории: пластик, металл и металлический сердечник. Отличаются они друг от друга одним, катастрофически важным параметром — текущей жесткостью. Чем жестче конструкция, тем выше скорость, лучше информативность колеса и ниже вибрации.
К числу самых жестких дисков относятся цельнолитые алюминиевые аналоги. Спицованный алюминий на 30% легче, но и твердости у него меньше. Пластик — это отменное сочетание мягкости и малого веса. Однако он подвергается значительному износу, и не дает райдеру развить достаточную скорость. Полиуретановые варианты приобретают, преимущественно, новички — они ценят низкие риски в плане отрыва композитного материала от самого колеса.
У всех трюковых самокатов QUAKE колеса жесткие, 88А, с подшипниками не ниже ABEC 9.
В общем, для скорости берем что-то жесткое, а для трюков — мягкое. Взрослым любителям экстрима с большим собственным весом и внушительным возрастом следует начинать кататься исключительно с качественными металлическими деталями.
Руль
С рулями разобраться намного проще — на современном рынке деталей для кикскутеринга есть всего лишь три большие группы соответствующих конструкций:
- T-образная — доступная цена, простота в эксплуатации, отличная степень безопасности и оптимальная масса. Устройства поставляются без дополнительных навесных блоков.
- Y-образная — прогрессивная и выносливая модель, хорошо справляющаяся с разнообразными трюками. Подпорки, расширяющие область соприкосновения труб, равномерно распределяют горизонтальные и вертикальные нагрузки.
- Bat-Wing — упор на максимальную прочность. Напоминают аналоги, представленные в BMX. Давление выдерживается не перьями, а планками, степень изгиба которых меняется в зависимости от предпочтений изготовителя.
Высота руля трюкового самоката – залог успешного катания на кикскруте. От показателя длины рулевой рейки напрямую зависит высота возможного прыжка. Ширина выбирается в индивидуальном порядке, под пропорции плеч самого райдера.
Дека
Оптимальные характеристики длины и ширины деки также носят персонализированный характер. Выявить их можно так — встаем на панель и устанавливаем ноги по диагонали, с углом 45°:
- носки и пятки не свешиваются более, чем на 3-5 см;
- обе ступни размещены относительно свободно.
Стрит-райдеры делают выбор в пользу более широких моделей, как минимум, из-за их отменных способностей в плане создания скольжения. Любители «паркового» стиля, наоборот, смотрят в сторону компактных и узких конструкций, демонстрирующих лучшую маневренность. В общем, ассортимент крайне широк, подобрать подходящую деталь достаточно просто.
Системы компрессии
Систем компрессии на рынке очень много, и все они обладают собственными преимуществами и недостатками:
- классическая резьба — самый простой и недорогой вариант, как правило, встречающийся в конструкции самокатов для новичков;
- SCS — максимально надежный и тяжелый аналог, с хомутом, отвечающим за удержание вилки и руля одновременно;
- ICS — легкий и относительно дешевый блок, с якорем, устанавливаемым в руль и закрепляемым компрессионным болтом через вилку;
- HIC — опциональное сочетание SCS и ICS, предназначенное, преимущественно, для oversize-изделий.
При выборе оперируем параметрами массы и надежности.
Стили катания
Человеку, приобретающему трюковый самокат для активного использования, нужно ориентироваться, в первую очередь, на череду собственных предпочтений. Речь идет не только о классических эксплуатационных характеристиках, подбираемых самостоятельно (например, длины/ширины деки).
Особую роль играет стиль катания — то, для чего именно покупается спортивная конструкция. Отсюда возникает вопрос: как правильно выбрать трюковой самокат? Вариантов, на самом деле, не так много — Dirt, Street и Park. Если «дёрт» относится к числу полноформатного экстрима на земляных трассах и трамплинах, то «парк» касается исключительно катания в условиях специально оборудованных зон, оснащенных правильными покрытиями. Нетрудно догадаться, что опции диаметра колес, структуры руля и системы компрессии для каждого стиля будут меняться.
Dirt
Первый, не слишком распространенный стиль катания — это традиционный «дёрт». Его приверженцы предпочитают совершать заезды на всевозможных земляных трассах и соответствующих им трамплинах. Обыкновенный трюковый самокат с подобными задачами справиться не сумеет. Здесь понадобится конструкция, обладающая особыми эксплуатационными характеристиками:
- массивные дутые колесные ряды — по городу на таких не покатаешься, по крайней мере, из-за увеличенного риска прокола;
- широкая и вытянутая рейка — огромная стойка, гарантирующая надежный и максимально прочный хват.
Musthave — именно дутые колеса, так как для dirt-райдинга другие попросту не подойдут. На прочие модели внимание можно не обращать.
Street
Стрит — это классический уличный стиль катания, в рамках которого, однако, находится место для профессиональных спортивных элементов. Правда, трюки здесь выполняются не на специализированных площадках и трамплинах. В роли нужного подъема может выступать что угодно: от бордюра и лестницы до пандуса и дорожного ограждения.
Стрит-райдеры предпочитают смотреть в сторону высоких и широких рулей. Основными атрибутами их «железных коней» становятся плоские деки, 100-миллиметровые колеса и самые легкие детали. Сниженные параметры веса позволяют совершать невероятные прыжки. Кроме того, новичкам и любителям приходится закупать дополнительные пеги — приспособления, предназначенные для скольжения по перилам и граням.
Park
Парк-райдинг больше остальных напоминает традиционный спорт. Райдеры, являющиеся приверженцами такого стиля, работают исключительно на оборудованных и специально оснащенных площадках. Соответствующие локации становятся точками скопления разнообразных рамп, рейлов, ступеней и трамплинов. Без сомнения, самые красивые серии трюков и виражей, практически нарушающих наши представления о гравитации, реализуются именно на территории «парков».
Park-самокат должен отвечать целому набору всевозможных критериев и требований. В первую очередь, профессионалы обращают внимание на большие, тяжелые и мощные конструкции с немалым собственным весом. Такие аппараты характеризуются отменной управляемостью — их можно контролировать даже в воздухе, во время выполнения того или иного, особенно трудного элемента.
Ярчайший представитель «паркового» трюкового самоката — QUAKE Q2 с маневренными 100-миллиметровыми колесами и подшипниковой системой ABEC-9. В соответствии с таблицей эксплуатационных характеристик, он отлично подходит райдерам с ростом от 120 до 165 см и весом до 100 кг.
На что будет правильно обратить внимание при подборе
Удивительно, но езда на самокате сегодня относится к числу максимально экстремальных видов спорта. Вклад в соответствующую индустрию сделали представители более чем 50 всемирно известных спортивных брендов.
Правда, с приходом популярности, увеличилась и коммерческая составляющая — производством разнообразных деталей и конструкций для кикскутеринга занимаются самые разные компании. Расширенный ассортимент модулей играет на руку только опытным мастерам — профессиональным райдерам, знающим толк в тех или иных эксплуатационных характеристиках. Новичков обширные каталоги вгоняют в ступор — им приходится искать перечни ключевых параметров, на которые можно ориентироваться при покупке «железного коня» или вторичной амуниции.
На какую конструкцию рамы лучше посмотреть
Центральное конструкционное отличие трюкового самоката от обыкновенного гаджета для веселых поездок — отсутствие складного механизма. Аппараты, используемые опытными райдерами, должны отвечать всем требованиям в плане прочности и жесткости. Именно поэтому соответствующей клик-системы там попросту нет. Наилучшие виды рам изготавливаются из высококачественных сплавов, путем применения стали, стекловолокна и алюминия. Их параметры жесткости рассчитываются по двум направлениям — на основной вес конкретного пользователя и механическую нагрузку, получаемую в момент выполнения прыжков.
Сколько должен весить хороший трюковый самокат
Вес и размер трюкового самоката, приобретаемого для ребенка или взрослого, должен варьироваться в зависимости от преимущественного стиля катания:
- Парковые модули — как правило, отличаются небольшой массой, дающей правильные характеристики в плане контроля и надежности. Любители park-локаций катаются на специальных площадках, с оборудованными препятствиями.
- Стрит-блоки — городские любители экстрима используют в качестве преград абсолютно все: от лестниц и пандусов до поребриков и дорожных ограждений. Самокат должен быть тяжелым — такая особенность позволяет кататься быстрее и немного маневреннее.
В среднем, трюковый самокат должен весить 3-4 килограмма. Такой вариант отлично подойдет для начинающих райдеров.
Заботимся о собственной безопасности
Трюковые самокаты — это экстремальные средства передвижения, пользователи которых обязаны использовать защитные комплекты. Главным элементом, обязательно входящим в протекционный набор любого райдера, становится банальный шлем. Подбирать такую конструкцию нужно с учетом строгих правил:
- приобретаем «каску» под параметры головы, без каких-либо отклонений от стандартной размерной сетки;
- следим за тем, чтобы модуль держался крепко, и не скользил на резких поворотах;
- передняя часть блока должна располагаться ровно над глазами, не переходя в область лба;
- боковины размещаются горизонтально, прикрывая особенно чувствительные к ударам виски.
Для старта идеальный вариант – шлем full face, способный защитить челюсть.
В качестве вторичной амуниции выступают жесткие или мягкие наколенники, а также налокотники и перчатки. Не стоит забывать и о специализированной обуви — смотрим в сторону закрытых моделей с надежной, желательно вулканической подошвой (по аналогии с той, которую носят любители скейтбордов).
Уход за трюковым самокатом
Обслуживание трюкового самоката — это предмет самого пристального интереса в среде начинающих райдеров. Советы выглядят достаточно просто:
- проводим регулярные разборки — снимаем и моем каждую деталь по отдельности, не подвергая воздействию воды подшипники и конструкционные отверстия;
-
систематически чистим пыльники — для того чтобы добиться наилучшего результата, применяем керосин, а затем затираем запчасти сухими тряпками и полотенцами.
Не стоит забывать о специализированных смазочных составах — их следует наносить не только по показаниям, но и в плановом порядке, например, раз в 3-4 заезда.