Ваш город:
Немецкое качество
с 1949 года
Ваш город: Закрыть

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

К списку обзоров
22 ноября 2023
kak-pereklyuchat-skorosti1.jpg

Для чего нужны скорости на велосипеде?

Для чего вообще нужно переключать скорости? Ответ прост – чтобы облегчить передвижение на велосипеде. Понизив передачу, вы можете легко залезть в гору. Чтобы максимально ускориться по шоссе, достаточно повысить передачу. При долгой езде на одной передаче убиваются колени.

Поэтому если поездка на велосипеде требует перемещения не только по ровным асфальтированным поверхностям, но и по неровным дорогам с самыми разными препятствиями, значит, необходимо периодически менять скорости.

Переключение скоростей обеспечивает велосипедисту примерно равную нагрузку на ноги в любых условиях. Измеряется эта нагрузка при помощи такого понятия, как каденс. Это количество оборотов педалей за минуту времени. Чем выше число каденса, тем чаще вам приходится крутить педали, чтобы поддерживать хорошую скорость перемещения. И если на велосипедах без скоростей он напрямую влияет на то, какое расстояние вы преодолеете за минуту времени, то наличие скоростей позволяет поддерживать оптимальный для велосипедиста показатель, изменяя силу, которую нужно прикладывать для педалирования. Для каждого человека этот показатель будет своим, отражая опыт управления велосипедом, физическую подготовку и возможности организма.

Современные велосипеды комплектуются немалым количеством скоростей, однако большая их часть используется редко. В основном пользователь выбирает себе несколько самых удобных передач для разных ситуаций и переключается между ними, так как намного легче сразу начать крутить педали по памяти, чем привыкать к давно не использовавшейся передаче. Особенно это заметно, если предполагается регулярное перемещение по одним и тем же маршрутам.

Механизм переключения скоростей на велосипеде

Существует два вида механизмов переключения скоростей.

kak-pereklyuchat-skorosti2.jpg

Первый – планетарная втулка, механизм, встраиваемый внутрь втулки заднего колеса. Эти втулки чаще можно встретить на городских велосипедах. Так как эта система закрыта от внешнего воздействия загрязняющих элементов, она является надёжным, долговечным и удобным в использовании вариантом. На переднем колесе в таком случае используется одна звезда, а во втулке количество скоростей варьируется от трёх до четырнадцати.

kak-pereklyuchat-skorosti3.jpg

Самый большой плюс планетарной втулки – можно переключать передачи без движения. Если резко затормозили, потом можно сразу же переключать скорость и снова стартовать. Также удобно переключать скорости перед горкой, практически сразу набирать ход. Конечно, планетарка очень удобна для женщин и детей, чтобы не забивать голову, когда на какую скорость переключаться и как это сделать во время движения. Еще один плюс планетарной втулки – вы не будете знать, что такое «слетела цепь», на велосипеде с планетаркой нет открытого перекидывания цепи по звездочкам, и цепь движется практически всегда ровно. Несмотря на то, что планетарная втулка – механизм закрытый, и отремонтировать на ходу не получится, как правило, втулки Shimano служат дольше самого велосипеда. Минус – такие велосипеды, конечно, гораздо дороже.

kak-pereklyuchat-skorosti4.jpg

Второй механизм переключения – передний и задний переключатели скоростей. При этом варианте сбоку от втулки устанавливается набор звёздочек разного диаметра с механизмом перекидывания цепи с одной звезды на другую. Механизм отличается для переднего и заднего колеса, спереди – это специальная рамка, внутри которой находится цепь, а сзади – специальная «лапка» с роликами. В одну сторону её двигает натяжение троса, в другую  - возвратная пружина. Это позволяет иметь до трёх звёзд спереди у педалей и вплоть до десяти сзади на колесе. Общее количество передач в таком случае считается путём умножения передних и задних передач. Конструкция довольно простая в использовании и ремонте, однако требует регулярного ухода – чистки и смазки. Переключение передач возможно только во время движения. Велосипеды с переключателем передач могут быть городские, так и горные.

Если вам нужно настроить скорости, то советуем к прочтению наш обзор про настройку передних и задних переключателей скоростей, в нём описана пошаговая инструкция.

kak-pereklyuchat-skorosti5.jpg

В последнее время намечается тенденция, при которой производители отказываются от нескольких звёзд спереди по вышеуказанной причине, согласно которой велосипедисты в большинстве своём не пользуются большим количеством передач. Есть и ещё одна причина. Если на велосипеде стоит, например, три звезды спереди и девять сзади, то нельзя использовать одновременно крайние звёзды с разных сторон. Это приводит к слишком сильному перекосу цепи, а значит, она сильнее изнашивает зубья звёздочек и может слететь в самый неудачный момент. То есть, каждая передняя звезда отвечает за некоторое количество задних звёзд, находящихся с той же стороны. К тому же, некоторые варианты скоростей дублируют друг друга по эффективности.

kak-pereklyuchat-skorosti6.jpg

Рекомендуем Вам также ознакомиться со статьей на тему обслуживания цепи велосипеда, чтобы продлить срок службы детского транспорта.

Как определить, сколько скоростей на вашем велосипеде?

Чаще всего при выборе велосипеда в магазине производитель сам указывает число скоростей, тип трансмиссии и марку переключателей. 

Не глядя в спецификацию, вы можете сами определить, сколько скоростей у велосипеда. На большинстве современных велосипедов маркировка скоростей находится на руле, где расположены переключатели скоростей, либо можно пересчитать число звездочек на колесах.

kak-pereklyuchat-skorosti7.jpg

Вам достаточно умножить число передних звезд на число задних, и получится число скоростей велосипеда. Так, например, если впереди 3 звезды, а сзади - 8, то у велосипеда всего 24 скорости. Если на велосипеде только одна звездочка на переднем переключателе, то это означает, что у велосипеда всего одна передача. 

Переключение передач на велосипеде

Управление переключением скоростей для обоих вариантов переключения осуществляется при помощи рукоятей на руле, они же шифтеры, они же манетки. Туда же обычно выводится информация о том, какая звезда используется в данный момент. Система со звёздочками чаще ставится на горные и туристические велосипеды, где важно иметь возможность лёгкого доступа к механизмам для полевого ремонта.

Основные правила переключения скоростей:

  1. Не надо переключать сразу несколько передач, это может привести к тому, что цепь просто слетит. Менять стоит по одной звезде за раз.

  2. Если после переключения появился посторонний шум, а удобство педалирования незаметно, то, скорее всего, передача не сменилась. Нужно попробовать вернуться на предыдущую передачу и заново переключиться, а если шум не пропадает – остановиться и осмотреть трансмиссию на предмет поломок.

  3. Менять передачи надо до того, как изменились условия поездки, а не во время преодоления препятствий. Если переключить передние звёзды во время подъёма в горку, можно остаться без цепи или сломать переключатель.

  4. Переключать скорости лучше в пути, когда велосипедист крутит педали и вся система находится в движении.

  5. Нужно следить за цепью, чтобы она не была ни провисающей, ни излишне натянутой.

kak-pereklyuchat-skorosti8.jpg

Как правильно выставить скорости на велосипеде?

Эффективность кручения педалей на разных передачах отличается от райдера к райдеру, но в большинстве случаев есть несколько комбинаций, подходящих для конкретных ситуаций.

В горку

1-я слева передача – самая маленькая звезда – та, на которой вам надо ехать в гору.

Если нужно крутить педали как можно легче, но обеспечивать хорошую эффективность, берётся наименьшая звезда спереди и наибольшая доступная для неё сзади. Скорость не будет высокой, но и усилий потребуется минимум. Такие передачи часто используют при подъёме в гору.

Ровно

2-я звезда спереди – средняя, та, которой вы будете чаще всего пользоваться.

На протяжённых ровных участках часто используют среднюю переднюю звезду и одну из средних задних. Подобрать подходящие передачи конкретно для вас поможет лишь ваш опыт, поэтому при покупке велосипеда с системой переключения передач, отличающейся от привычной, нужно потратить какое-то время на её освоение, покатавшись в относительно безопасной обстановке, например по парку.

Ускорение

3-я звезда – самая скоростная передача, для набора скорости. Если требуется максимальная скорость при больших усилиях, используется наибольшая звезда спереди и наименьшая из подходящих для неё задних.

Под правой рукой у нас переключатель отвечает за задние звезды, которые увеличивают количество скоростей.

Главная задача переключения скоростей – обеспечить себе такой режим педалирования, при котором не будет ощущаться сильная нагрузка на ноги вне зависимости от состояния дороги.

Товары которые могут вас заинтересовать
Двухколесный велосипед Puky LS-PRO 20 1780 blue голубой
Двухколесный велосипед Puky LS-PRO 20 1780 blue голубой
Двухколесный велосипед Puky CYKE 20-7 1773 blue голубой
Двухколесный велосипед Puky CYKE 20-7 1773 blue голубой
Горный велосипед EIGHTSHOT 20, 8000 green зеленый
Горный велосипед EIGHTSHOT 20, 8000 green зеленый