Ваш город:Тольятти
Немецкое качество
с 1949 года
Ваш город: Тольятти Закрыть

Смазка для цепи велосипеда: чем и как правильно смазывать

К списку обзоров
10 июля 2023

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, зачем смазывать цепь велосипеда? Цепь является одной из самых важных и наиболее нагруженных деталей велосипеда, которая обеспечивает передачу силы от педалей к заднему колесу. Однако в процессе эксплуатации цепь подвергается постоянному износу и загрязнению, что может привести к ее поломке и ухудшению общей производительности велосипеда. Один из способов поддержания цепи в хорошем состоянии – это ее регулярная смазка. Смазка цепи помогает уменьшить трение между звеньями, предотвращает их износ и улучшает общую эффективность передачи силы. Кроме того, смазка также защищает цепь от коррозии и помогает удалить загрязнения, такие как песок, грязь и пыль.

Как часто нужно смазывать цепь на велосипеде?

От того, в каком состоянии находятся цепь и звёздочки на велосипеде, напрямую зависит то, как плавно едет ваш транспорт, какие усилия приходится прилагать для его движения и насколько нагружены ноги. На состояние цепи постоянно влияют влажность и пыль, поэтому необходимо регулярно чистить её и смазывать. Причём частота, с которой надо заниматься обслуживанием цепи, зависит не от прошедшего времени, а от преодолённого расстояния. Рекомендуется смазывать цепь не менее чем через каждые 100 километров пробега. Чем чаще путь велосипедиста пролегает по грунтовым дорогам или бездорожью, тем быстрее изнашивается цепь, в отличие от асфальтированных дорог. Соответственно шоссейный велосипед, используемый в подходящих условиях, намного реже требует ухода, чем многоскоростная горная модель.

1smazka-dlya-cepi-velosipeda.jpg

Разумеется, с завода велосипед приходит уже смазанным, а если мы говорим о детском транспорте, то в среднем этой заводской смазки хватит на первое лето полностью, если только не случится чего-то непредвиденного. Бояться того, что уход за велосипедом нарушит гарантийные условия, не стоит, так как они не распространяются на любые расходные материалы, а смазочные составы, очевидно, являются таковыми.

Признаки, свидетельствующие о том, что пора смазать цепь велосипеда:

  1. Наличие необычных звуков. Чистая, хорошо смазанная цепь не шумит совсем, истончение же смазки приводит сначала к появлению лёгкого шелеста, а потом и грубого, неприятного хруста при движении. Ведь, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, цепь состоит из множества мелких элементов, которые трутся друг об друга. Отсутствие смазки вызывает повреждения при таком трении.
  2. После сильных дождей. Если вы ездите по лужам или в дождь, вода из-под колёс попадает на цепь довольно сильной струёй, и часть смазки смывается. Насколько сильны повреждения в таком случае, зависит от того, каким веществом вы пользуетесь.
  3. Если вы видите, что ваша цепь больше не гладкая и блестящая, а на поверхности звеньев появились комочки, ржавчина или грязь, то её чистку и смазку нужно было провести уже вчера.

Как и чем очистить цепь велосипеда перед смазкой?

Соответственно, прежде чем говорить о смазывании цепи, стоит упомянуть о том, как проводится очистка её от грязи и старой смазки. Есть два основных способа самостоятельно это сделать:

  • В продаже существуют специальные машинки для очистки цепей. В первую очередь они используются для того, чтобы была возможность почистить цепь в дороге. Они защёлкиваются на цепи, залитые очищающей жидкостью, и очищают её путём прокручивания колёс, но не слишком быстро, чтобы грязь не вылетала из машинки. Внутри такого агрегата находятся маленькие щётки, хорошо проникающие в отверстия в цепи для очистки.
3smazka-dlya-cepi-velosipeda.jpg
  • Цепь снимается с велосипеда и как следует промывается в ёмкости, заполненной средством для очистки. Например, можно налить средство в бутылку и положить цепь внутрь, потом поболтав, несколько раз меняя состав, чтобы быстро устранить самые крупные следы загрязнения.

К сожалению, не все велосипеды подразумевают возможность снятия цепи для чистки. Например, скоростные велосипеды часто не имеют замка на цепи, только соединительный пин, подразумевающий снятие цепи лишь для её замены на новую. В таком случае лучше использовать первый вариант или кустарные способы очистки прямо на велосипеде при помощи щёток (есть даже специальные для цепи) и безворсовых тряпок, так как нельзя допускать попадания частей ткани внутрь цепи.

На детских велосипедах обычно установлены защитные кожухи для цепи, чтобы в неё не попадала одежда и конечности. Поэтому перед обработкой этого механизма, защитный кожух необходимо снять для доступа к цепи.

5smazka-dlya-cepi-velosipeda.jpg

Чем промыть цепь велосипеда перед смазкой?

В качестве средства для очистки подойдут как специальные обезжириватели, растворители вроде White Spirit, так и обычные бензин или керосин, если их не оказалось под рукой. Пренебрегать чисткой цепи перед смазкой определённо не стоит, так как смазывать грязную цепь сродни тому, чтобы сразу идти в магазин за новой. Грязь, которая могла быть только снаружи, смешается со смазкой и попадёт внутрь звеньев цепи, разрушая их.

Чем смазать цепь велосипеда в домашних условиях?

Разнообразие средств весьма велико, и делятся они по нескольким параметрам.

Во-первых, смазки могут быть разной плотности. Есть жидкие смазки во флаконах и с дозаторами, есть спреи, распыляющие аэрозоль, их чаще используют в дороге для срочного ремонта, так как они плохо проникают внутрь, и есть густые смазки, которые наносятся на цепь вместе с быстро испаряющимися растворителями.

Во-вторых, смазывающие вещества делают для разной погоды, сухой и влажной соответственно. К сожалению, специализированные смазки отлично работают в условиях, для которых созданы, но становятся практически бесполезны в противоположных. Например, смазку для влажной погоды практически невозможно смыть, но при езде по сухой пыли и песку она будет собирать в себя всё, что летит из-под колёс. А смазка для сухой погоды мгновенно вымывается.

2smazka-dlya-cepi-velosipeda.jpg

Виды смазок для цепи велосипеда

И наконец, смазки делятся по типам веществ, из которых созданы:

  1. Парафиновые смазки. Парафиновые смазки легко наносятся на цепь, отлично защищают и быстро проникают в движущиеся элементы цепи, но требуют очень тщательной очистки, особенно если ранее использовалась смазка любого другого типа, и немало стоят. К тому же, быстро смываются. Но при сухой погоде способны действовать не менее 200 километров. Совсем не работают в мороз, так как густеют.

  2. Графитовые смазки. Не только помогают цепи двигаться, но и защищают её от ржавчины. Хорошо проникают в труднодоступные участки, но очень грязные, прикасаться к смазанной этой смазкой цепи не рекомендуется. При этом практически не собирают в себя грязь с дорог. Хватает примерно на 150 км в сухую погоду и 70-80 км под дождём.

  3. Силиконовые смазки. Если вдруг у Вас возник вопрос: «можно ли смазывать цепь велосипеда силиконовой смазкой?», то наш ответ – конечно, да. Они не пачкают, слой силикона на цепи не даёт проникнуть внутрь загрязнениям и воде. Снижают шум работы цепи. Легко наносятся, но также легко вырабатывают свой ресурс, поэтому смазывать таким средством цепь желательно не реже 20-50 километров езды в зависимости от погоды и дорог.

  4. Тефлоновые смазки. Работают по тому же принципу, что и силиконовые, образуя защитный слой по всем поверхностям цепи, но стоят намного дороже, а после смазки довольно долгое время высыхают, то есть не подходят для использования в дороге. Тефлоновые смазки не пачкаются. Срок службы смазанной тефлоном цепи не превышает 100 километров.

  5. Молибденовые смазки. Дисульфид молибдена. Подходит для всех трущихся друг о друга предметов. Часто используются в подшипниках. После нанесения такой смазки цепь необходимо протереть насухо, иначе оставшаяся на звеньях смазка будет работать строго наоборот, разрушая цепь под действием окружающей среды, так как такая смазка будет отличным магнитом для пыли.

  6. Керамические смазки. Не пачкают и легко наносятся. Подходят для всех погодных условий и максимально снижают трение, но очень дорого стоят. Держатся дольше всего - примерно 200-250 километров.

Разумеется, цепь можно смазать и моторным или минеральным маслом, если под рукой ничего не оказалось, но продержится такая смазка совсем недолго.

Чем категорически нельзя смазывать цепь велосипеда: растительным маслом (были случаи), солидол, литол и им подобные, так как они хоть и уменьшат трение, но притянут к себе всю возможную грязь, а цепи нужно оставаться чистой как можно дольше. После такой смазки есть немалый риск необходимости полностью менять цепь и звёздочки с механизмами переключения передач. Также нельзя использовать для смазки такое популярное средство, как WD-40, так как оно даже при наличии в составе некоторого количества масла совсем не останется в механизмах после высыхания, и не даст необходимого смазывающего эффекта, а значит, приведёт к износу движущихся элементов.

4smazka-dlya-cepi-velosipeda.jpg

Как смазать цепь велосипеда: простые шаги

При процедуре смазывания цепи в первую очередь вам потребуется закрепить велосипед так, чтобы можно было прокручивать цепь. Например, прислонить к стене или поставить на специальную стойку. Если же на велосипеде стоит ножной тормоз, который не позволяет крутить педали назад, то заднее колесо необходимо установить на весу. В большинстве случаев смазка будет поставляться во флаконах с дозаторами, так что достаточно будет всего лишь капнуть средством на место сочленения звеньев цепи, где находятся все движущиеся элементы и чуть-чуть подождать, чтобы она проникла внутрь, после чего перейти к следующему, прокручивая цепь по мере необходимости.

Когда смазка будет нанесена на все звенья, нужно пару минут покрутить педали для равномерного распределения смазки внутри роликов. После чего останется лишь вытереть остатки смазки, оказавшиеся снаружи на звеньях.

Если вы не уверены в своих способностях, все вышеописанные процедуры с лёгкостью могут сделать специалисты любой веломастерской.