Переключение скоростей велосипеда служит для облегчения езды в самых разных условиях. Прежде всего, цель существования скоростей – сделать так, чтобы вы крутили педали с одинаковой скоростью вне зависимости от того, едете ли вы по ровной поверхности или преодолеваете встретившийся на пути холм. Это позволяет снизить накопление усталости ног, а значит увеличивает потенциальную дальность поездки. Однако, при всей своей полезности, механизмы переключения скоростей также являются достаточно хрупкими узлами, и требуют регулярной настройки, иначе могут появиться такие неприятности, как слетающая со звёздочек в процессе переключения скоростей цепь, или даже её разрыв. Это может не только доставить дискомфорт, но и привести к травмам.
Изначально, после покупки велосипеда, лучше всего будет доверить все процессы настройки нового транспорта профессионалам, работающим в ближайшей к вам веломастерской. Однако по мере эксплуатации разные механизмы велосипеда «устают» через разные промежутки времени, и чтобы каждый раз не ехать в мастерскую, крайне полезно знать, как проводить регулировку самостоятельно. В некоторых случаях это может помочь и при поломках на дороге.
Как регулировать переключатель скоростей на велосипеде: пошаговая инструкция
Чтобы регулировка и ремонт трансмиссии не делались слишком часто, нужно правильно её использовать. Правила следующие:
- Передачи нужно менять в движении, а не стоя, чтобы избежать ненужного износа. Педали при этом должны достаточно быстро крутиться, чтобы момент переключения был минимальным; Переключать передачи перед стартом можно в одном единственном случае – если вы счастливый обладатель велосипеда с планетаркой.
- Передачу нужно переключить в движении до того, как вам потребуется, к примеру, заехать на холм, а не в процессе, чтобы велосипед уже был готов к нагрузке.
- При возможности не используйте разные крайние звёздочки одновременно. В идеале, цепь должна находиться всегда примерно параллельно. То есть крайней звезде снаружи на педалях должны соответствовать две-четыре крайние с этой же стороны звёзды на заднем колесе. И наоборот.
Правила эти для всех одни, но велосипеды, конечно, бывают разные. Трансмиссия у них тоже может быть сделана по-разному. Не беря в расчёт детские и городские модели без передач вообще, в целом велосипеды отличаются по количеству скоростей в зависимости от того, где и как их предполагается использовать. Если мы говорим о подростковых велосипедах, то там обычно делают одну переднюю звезду и кассету из 3-8 звёзд сзади, в зависимости от того, горный это велосипед, или городской. Например, на спортивном Puky LS-PRO 24 стоит Shimano Altus на восемь скоростей, чего вполне достаточно для потребностей ребёнка 8-14 лет при катании. А на городском Skyride 20-3 – планетарная втулка на три скорости, позволяющая реже обращаться к техобслуживанию и более надёжная для ежедневных поездок.
Взрослые же велосипеды уже имеют от 12 до 30 скоростей для более гибкого подбора передач в той или иной ситуации. Однако большинство людей предпочитают выбрать под себя от 3 до 10 любимых, можно сказать «универсальных», передач и пользоваться ими чаще остальных.
Если вы задаетесь вопросом «с чего начать и как правильно настроить переключение скоростей на велосипеде», то перед тем как приступить к настройке скоростей, первым делом нужно очистить от грязи цепь, звёзды и переключатели. В процессе можно осмотреть все эти детали на предмет повреждений, а также проверить ход тросиков переключателей. В случае износов, гнутых деталей и прочих повреждений лучше всё же будет отправиться в мастерскую для ремонта. Если всё в порядке, то можно смазать цепь и трансмиссию и приступить к регулировке.
Переключите скорости так, чтобы спереди цепь стояла на самой большой звёздочке, а сзади – на самой маленькой. Велосипед при этом должен быть надёжно зафиксирован, будет удобнее, если он будет располагаться вверх колёсами. Осмотрите задний и передний переключатели скоростей.
Как настроить задние скорости на велосипеде?
Задний переключатель регулируют первым, так как от положения цепи на нём будет зависеть и передний:
Для начала нужно освободить тросик, идущий от рукоятки на руле. Открутите винт, удерживающий его. Помните, что тросы очень хрупкие и все действия с ними надо делать аккуратно, не спеша, по одному обороту за раз. После этого закрутите регулятор троса до упора.
Для регулировки на переключателях существуют два винта, один ограничивает нижние передачи, второй – верхние. Их принято обозначать L (low – нижний) и H (high – верхний) На некоторых моделях трансмиссии эти винты подписаны, а на прочих придётся выяснять самостоятельно, который из них какой. Обычно они находятся в задней части механизма.
При помощи крестовой отвёртки регулируйте винт H до тех пор, пока ролик переключателя не будет в точности напротив самой маленькой звёздочки. Если велосипед новый, этого достаточно. Если же нет, то можно чуть-чуть, на четверть оборота выкрутить этот винт, передвинув ролик чуть дальше от колеса, чтобы нивелировать потенциальные люфты.
Для регулировки тросика переключения скоростей на велосипеде, натягивайте и устанавливайте его в канавку под фиксирующим болтом и закручивайте так, чтобы тросик встал. Теперь на рукоятке руля выберите вторую передачу заднего колеса и начинайте вращать педали, параллельно откручивая регулятор, который закрутили ранее. Цепь должна перескочить на вторую звезду. Закручивая и откручивая регулятор, добейтесь того, чтобы переключение передач было чётким.
Дойдя до крайней, самой большой звезды, можно приступить к регулировке винта L с тем же конечным результатом, что и у H – ролик должен встать параллельно той звезде, на которой сейчас цепь. Ещё раз проверяем переключение передач, если есть трудности на переходах от большой звезды к меньшим, немного сместите ролик от колеса.
Как отрегулировать передний переключатель скоростей на велосипеде?
На этом с задним переключателем покончено, можно переходить к переднему:
Установите передачи так, чтобы использовались наименьшие звёзды на обоих колёсах.
Освободите тросик, идущий от механизма на руле, выкрутив шестигранником болт крепежа.
Выровняйте руками рамку переключателя так, чтобы она была точно параллельно цепи. Винт-ограничитель L при этом не должен быть слишком сильно затянут. Его роль – быть закрученным так, чтобы цепь не могла зайти за звёздочку, но при этом если он будет слишком близко к звезде, то вы не сможете на неё переключиться. Отрегулировав этот винт, переставьте передачи так, чтобы спереди была самая большая звезда, а сзади – маленькая. Теперь можно заняться винтом H. Он должен быть закручен настолько, чтобы внешняя часть рамки была как можно ближе к цепи, но не касалась её при работе педалей.
После этого нужно натянуть тросик переключателя и зафиксировать его при помощи винта обратно. И проверить работу передних передач, чтобы они шли максимально плавно и нигде не задевали механизм во избежание неполадок. Если передачи на передних звёздах идут слишком туго, попробуйте чуть-чуть ослабить трос, возможно, он слишком сильно затянут.
Закончив с настройкой, нужно проверить велосипед под нагрузкой, например, медленно покатавшись кругами неподалёку от места регулировки и проверив все передачи, переключая их туда-обратно. Если цепь перескакивает со звезды на звезду без задержек, ничего не задевая – всё прекрасно. В противном случае в первую очередь проверяйте симметричное расположение рамок переключателя относительно цепи, а так же саму цепь и звёзды на предмет деформации. И при малейших сомнениях в их целостности не пренебрегайте походом в мастерскую.