Выбор велосипеда – задача не из лёгких, ведь есть столько нюансов, которые нужно учесть. Эволюция этого транспорта привела к тому, что существует специальная разновидность велосипеда практически для любого возможного его применения. Хотите кататься по асфальту – городской, ездить на природу – горный, любите велотреки или трюки – трековый, собираетесь в дальнюю поездку – туристический, обожаете скорость и хотите заниматься велоспортом – вам нужен шоссейный велосипед. Но большая часть этих разновидностей не подходит для каждодневного использования, жертвуя общей универсальностью ради максимизации нужных параметров, как например, BMX. Поэтому в большинстве случаев выбор стоит между городскими и горными моделями велосипедов.
Особенности горного велосипеда (MTB)
Горные велосипеды по праву находятся на вершине популярности. В отличие от всех других моделей, специфика горного велосипеда позволяет ему быть максимально универсальным. В первую очередь горные велосипеды предназначены для преодоления труднопроходимой местности, но и на более ровных поверхностях, наподобие асфальта, чувствуют себя неплохо, что хорошо подходит под условия российских дорог. Существует несколько видов горных велосипедов, со своими специализациями, каждая из которых, так или иначе, включает в себя внедорожную езду.
Например, кросс-кантри акцентирует внимание на скорости, и используется для соревнований на пересечённой местности, а значит, будет легче прочих, но лучше держать ездока в седле. Велотриал или фрирайд требуют велосипеда, который будет лучше других преодолевать как естественные, так и искусственно созданные препятствия, поэтому их рама очень лёгкая, но дополнительно усилена для прочности. Велосипед для даунхилла намного прочнее остальных в целом и требует очень надёжных тормозов, но не обладает большим количеством скоростей за ненадобностью. Основными отличиями горного велосипеда являются:
-
Широкие покрышки. С сильно выделяющимися протекторами они нужны для хорошего контакта с самыми разными поверхностями.
-
Прочная рама. Благодаря особой геометрии и высококачественным сплавам получаются лёгкие, но прочные рамы, выдерживающие серьёзные нагрузки. Обладает высоким просветом, чтобы велосипедист не задевал ногами препятствия на дороге.
-
Амортизация. Может быть установлена только на вилку переднего колеса, а может быть ещё и на раме сзади, в зависимости от того, насколько трудное бездорожье предполагается преодолевать. Есть возможность настраивать её индивидуально под каждого владельца с целью доставить наибольший комфорт при вождении и продлить срок службы велосипеда.
-
Руль с небольшим подъёмом, чтобы обзор пользователя был достаточен для реакции на внезапные препятствия, а также повышает манёвренность.
-
Тормоза – учитывая рискованное вождение, они должны быть невероятно надёжны, поэтому часто устанавливается дисковый вариант, в том числе и с гидравлическим приводом, чтобы эффективность тормозов не зависела от влажности.
-
Большое количество передач, от 7 на малых детских моделях до 30 с лишним на профессиональных вариантах, ведь на особо крутых склонах и подъёмах нужно поддерживать эффективность кручения педалей на достаточно высоком уровне, чтобы не уставать слишком быстро.
Особенности городского велосипеда
Городские же велосипеды существуют для того, чтобы владельцы могли легко добраться на работу или в школу, в магазин, или просто размять ноги, покатавшись по велодорожкам, паркам и так далее. Их задача – сделать так, чтобы вам было удобно ездить в повседневной одежде по ровным дорогам.
Скорость и манёвренность уходят на второй план, а дизайн призван создать комфорт и безопасность. Иногда их рамы даже делают складными для удобства хранения. Городской велосипед имеет следующие характеристики:
- Рама сделана длиннее, чем у других моделей, чтобы было сложно перевернуться через руль при ошибке в торможении, а также этот нюанс обеспечивает лучшую стабильность при езде по прямой. Верхняя труба рамы сделана ниже обычного, а на женских моделях она зачастую отсутствует или находится рядом с нижней, чтобы можно было использовать велосипед в длинной одежде.
-
Передачи или отсутствуют или стоит минимальное их количество. Некоторые городские велосипеды стараются по дизайну быть похожими на спортивные, там может встречаться до 7-10 скоростей.
-
Седло на городские велосипеды ставится мягкое, достаточно широкое, так как они не подразумевают частой езды стоя, следовательно, велосипедисту должно быть комфортно сидеть.
-
Главным же преимуществом городского велосипеда относительно всех остальных является прямая посадка, предназначенная для снижения нагрузки на руки и полного обзора окружения, что необходимо в городских условиях.
Как правило, детям удобнее использовать именно городские велосипеды с прямой посадкой и хорошим контролем над ситуацией. Если велосипед подобран под стать ребёнку, то он учится ездить на нём с очень ранних лет. Велосипедам Puky принадлежит особый рекорд, когда на двухколёсный велосипед без дополнительных колёс смог сесть и поехать ребёнок 2 года и 2 месяца. Лишь приближаясь к подростковому периоду, дети начинают использовать более спортивные модели, желая испытать границы возможного, а может и превзойти их.