Ваш город:
Немецкое качество
с 1949 года
Ваш город: Закрыть

Как подобрать горный велосипед?

К списку обзоров
19 сентября 2023
MTB, сокращение от MounTain Bike – это горный велосипед. Как следует из названия, подходит не только для езды по дорогам, но и там, где их нет, в отличие от шоссейных велосипедов.
1kak-vybrat-gornyj-velosiped.jpg

Некоторые модели MTB велосипедов на ровном покрытии чувствуют себя даже несколько хуже, чем на грунтовке или бездорожье, поэтому выбирайте их именно для лесных прогулок. Горные велосипеды существенно отличаются от всех остальных. У них прочная, трапециевидная рама, позволяющая выдерживать высокие нагрузки. Такие велосипеды обладают широкими колёсами с прочными ободами, а протекторы на покрышках имеют значительные выступы для лучшего сцепления с рыхлыми и мягкими поверхностями. Разумеется, езда по неровным поверхностям требует немалого набора передач, чтобы справляться с любыми перепадами высот. А чтобы дискомфорт от таких поездок был минимальным, данный тип велосипедов стараются сделать как можно более легкими. В этой статье дадим советы, как выбрать MTB велосипед и какие учитывать нюансы.

Материал рамы

Сталь

Прочно, дешево, но тяжело. Рамы надежные, вне всяких сомнений, но подниматься в гору на таком велосипеде будет очень трудно. Зато легко спускаться. То же самое касается обслуживания. Например, занести такой велосипед в дом без лифта сможет не каждый. Подвержены такие рамы и коррозии, поэтому следует следить, чтобы велосипед не стоял мокрым. Из особых плюсов можно отметить то, что при поломке рамы никто не мешает её просто сварить и пользоваться дальше. В наше время является самым непопулярным у производителей материалом, однако если вас интересует хардтейл, не стоит его игнорировать при подборе вариантов, ведь сталь поможет смягчить препятствия, так как ей не нужны особо толстые трубы.

Алюминий

Рама получается лёгкой, но её прочность сильно зависит от того, какой сплав используется. В последнее время нормой для алюминиевых рам считаются сплавы 6061T6 и 7005T6, которые у нас имеют аналог АД33, в отличие от более простых вариантов, их не так легко сломать. Такие рамы можно встретить на моделях любого ценового сегмента. Алюминиевые рамы отличаются повышенной жесткостью и толщиной труб, поэтому на них немного сложнее поворачивать. Впрочем, если вы не экстремал – проблем заметно не будет. Помимо этого жёсткая рама означает, что если вы взяли хардтейл, да ещё и с жёсткой вилкой – готовьтесь ощущать под собой всё, что попадётся под колеса вашего алюминиевого друга. А так же велосипед с алюминиевой рамой будет быстрее терять скорость, когда вы не вращаете педали. Не ржавеет.

2kak-vybrat-gornyj-velosiped.jpg

Карбон (углепластик)

Сделаны такие рамы из переплетённых волокон на основе углерода. Такой принцип создания позволяет сделать раму особо прочной, ведь волокна практически невозможно сломать при правильном их расположении относительно нагрузок на раму. Поэтому карбон прочный и долговечный, очень лёгкий, но очень дорогой. Однако, несмотря на прочность, такие рамы можно легко сломать, приложив усилия в неожиданном месте, а ремонту они не подлежат. Чаще всего на карбоновые рамы обращают внимание спортсмены, которым важен каждый грамм веса велосипеда и те, для кого вопрос цены вообще не стоит. Благодаря тому, что карбон по сути своей является многослойной тканью, он отлично гасит вибрации и помогает с амортизацией.

Титан

Согласно названию металла, отличается чудовищной прочностью, при этом легок, как алюминий. При покупке велосипеда с титановой рамой можно смело думать о том, чтобы потом передать его внукам. Отличается сложностью в производстве, поэтому стоимость качественно выполненной титановой рамы может посоревноваться с карбоновой, а то и превысить её. А малейший брак может привести к скорой её поломке.

Геометрия и размеры

Помимо материала, при выборе горного велосипеда важно также учитывать геометрию и размеры.

Велосипед нельзя делать абы как, ведь правильно выполненная рама позволяет легче ехать за счёт аэродинамики, сделать посадку более комфортной, спасёт от серьёзных травм при падении или резкой остановке. К тому же нужно следить, чтобы каретка педалей была достаточно высоко, ведь горному велосипеду нужен хороший просвет между поверхностью и педалями в нижней их точке вращения. И если все остальные части велосипеда можно заменять по своему желанию на более подходящие, то раму нужно выбрать сразу.

Рамы бывают разной длины, более длинная позволит ехать быстрее и устойчивее, более короткая – улучшит повороты и общую маневренность. Высоту рамы выбирают под размер ноги, который измеряется по внутренней её стороне. Помимо этого, серьёзное значение имеет угол, под которым установлена подседельная труба, так как от него зависит, где будут находиться педали относительно седла, что влияет на проходимость. Большая часть начинающих велосипедистов выбирает раму MTB велосипеда исключительно исходя из параметров роста будущего ездока, но при более серьезном подходе стоит учитывать и остальные параметры, чтобы обеспечить себе максимально комфортную и безопасную посадку.

Колёса

Несомненно, важная деталь. Диаметр колёс может отличаться в пределах одной высоты. Чаще всего производители делают горные велосипеды на 26” колёсах, так как они подходят самому большому проценту населения по росту. У таких колёс хорошая динамика и маневренность, но меньше накат. На них легко найти подходящие покрышки, если стандартные не понравились. 29” уже отличаются хорошей плавностью хода при небольших перепадах высот поверхностей, по которым вы двигаетесь, но хуже в поворотах. 27,5” в этом плане являются «золотой серединой», совмещая плюсы и сглаживая минусы предыдущих двух. Детские же МТБ велосипеды можно встретить и 20”, и 24’’, и их следует менять каждые 2-3 года по мере роста ребенка. Иногда переднее колесо делают больше заднего на один порядок, чтобы было легче преодолевать серьезные препятствия.

Трансмиссия

Мотор и коробка передач в одном комплекте. Именно благодаря высокому количеству передач горные велосипеды вообще способны преодолевать крутые изгибы местности, ветер, грязь и прочие препятствия между вами и вашей целью. Трансмиссия передаёт силу, которую вы прилагаете к педалям на заднее колесо, а значит от того, какую передачу вы выбрали, будет зависеть то, сколько силы вам надо приложить.

3kak-vybrat-gornyj-velosiped.jpg

Большинство пользователей останавливаются в выборе трансмиссии, просто услышав, что она от популярного бренда. Однако трансмиссия делается по нескольким основным формулам. Базовой комплектацией для горного велосипеда являются три звезды спереди и от семи до десяти сзади. Как уже говорилось в предыдущих материалах, в первую очередь большое количество звёздочек требуется спортсменам, а большая часть любителей останавливаются на трёх-пяти любимых ими передачах, которые переключают интуитивно. Поэтому, помимо базового варианта есть упрощённые, где спереди стоит две или даже одна звезда. Для детских велосипедов одна звезда впереди предпочтительнее, поскольку дает большую надежность велосипеду. В этом случае не будет соскакивать цепь.

Переключатели трансмиссии делаются двух видов: рычаги и проворачивающиеся ручки. Вторые позволяют не менять хват, но при этом есть риск случайной смены передач в неподходящий момент, вторые же требуют перемещения пальцев по рулю, а значит переключать скорости придётся в более спокойные моменты движения.

Тормоза

Чаще всего можно встретить два вида. Либо это ободные V-brake, либо дисковые. V-brake будут значительно дешевле и легче в настройке, но быстрее будут изнашиваться и плохо работать в дождливую погоду. В бюджетных моделях велосипедов дисковые тормоза можно даже не рассматривать, потому что их качество будет оставлять желать лучшего, зато в более дорогих – это надежный и удобный вариант.

4kak-vybrat-gornyj-velosiped.jpg

Также в более профессиональных велосипедах стандартные тросики тормозов могут быть заменены на гидравлический привод, который хорошо регулируется и позволяет более гибко пользоваться тормозами в самых разных ситуациях. Минус гидравлики только один – её нельзя починить в полевых условиях, однако это нивелируется тем, что чинить такие тормоза приходится намного реже, чем с тросиками.

Обода

Бывают одиночные и двойные, иногда тройные. Одиночных надо всеми способами избегать, так как они очень ненадежные, ставятся только на самые бюджетные модели велосипедов. Чаще всего вы увидите двойной обод, являющийся стандартом. Количество спиц при этом варьируется от 24 до 36, но чаще всего можно встретить 28 или 32, если их меньше – то сложнее выправлять восьмёрки или продолжать движение при поломке одной или двух спиц. Обода также делаются из самых разных материалов, самыми популярными из которых являются алюминий или карбон.

Амортизация

Пожалуй, одна из самых важных частей МТБ велосипеда. Велосипеды по типу амортизации делятся на три типа.

Жесткие

Ни на вилке, ни на раме амортизации нет. Не рекомендуются, так как не сильно будут отличаться от шоссейного велосипеда.

Хардтейл

Есть амортизация на вилке, но нет на раме. Такую амортизацию можно выбрать из-за таких плюсов как более быстрый старт с места, отсутствие качания при активном использовании педалей. Они хорошо показывают себя не только на пересечённой местности, но и на ровных дорогах. Разумеется, придётся пожертвовать некоторым комфортом в области седла, но специально для таких случаев существуют подседельные штыри с отдельной амортизацией. Такие велосипеды можно встретить чаще остальных.

Двухподвес

В данном случае амортизация стоит везде. Обеспечивают отличный контакт с поверхностью, а значит великолепную проходимость и наименьшую нагрузку на пользователя. При выборе двухподвеса суставы скажут вам спасибо. Но, как уже говорилось, велосипед будет всё время немного качаться, что скажется на максимальной скорости и полезности вращения педалей. Также такой велосипед будет требовать частого ухода и, возможно, ремонта. Из чего следует, что для любительской езды преимущественно в городе лучше взять хардтейл, за счёт лучшей езды по дорогам и надёжности.

Сама амортизация может быть как пружинной (устаревший тип, практически не встречается), так и пневматическая, воздушно-масляная, которая требует регулярной настройки, но очень надежна и плавна в использовании.

Взрослые горные велосипеды для детей

Принято считать, что для детей можно использовать компоненты попроще, но должно быть ровно наоборот. Дети любят устраивать такие стрессовые испытания для велосипедов, что взрослым и не снились - кататься вдвоем, спускаться на велосипеде с лестниц, намеренно бросать велосипед в порыве гнева или оставлять грязным после прогулки по лужам, поэтому горный велосипед для детей и подростков должен обладать повышенной надежностью и износоустойчивостью.

5kak-vybrat-gornyj-velosiped.jpg

Компания Puky GmbH имеет опыт разработки детских велосипедов с 1949 года. После тщательного исследования и наблюдения за тем, как подростки ездят в реальном мире, здесь разработали собственные, более строгие критерии испытаний.

Горные велосипеды нового бренда EIGHTSHOT созданы специально для бездорожья с учетом всех стрессовых факторов. Они прошли испытания по европейским MTB стандартам для взрослых горных велосипедов и собственные испытания Puky.

Велосипеды EIGHTSHOT обладают очень легкой, но при этом очень прочной рамой из алюминия AL 6061-T6. Её геометрия сбалансирована с учетом особенностей детей и подростков, облегчая им  посадку и обеспечивая улучшенную стабильность при езде. Благодаря такой легкой и удобной раме ребенок может быстро набирать скорость и отлично управлять своим велосипедом.

Чуть более широкие шины, чем принято, помогают держать сцепление с дорогой, имеют хорошую защиту от проколов и придают дополнительного комфорта в управлении. Доступны колеса 20’’, 24’’ и 27,5’’, которые подойдут и взрослым ростом до 165 см.

6kak-vybrat-gornyj-velosiped.jpg

Переключатель передач имеет 1 звезду спереди и 7-10 сзади в зависимости от модели, что исключает срывание цепи при поездках по бездорожью. Такой выбор обусловлен тем, чтобы не усложнять процесс переключения передач для детей, которые только учатся ими пользоваться, но при этом иметь достаточное их количество, чтобы преодолевать любые препятствия на пути, включая сверхмалую звёздочку для резких подъемов.

Низкий Q-фактор педалей помогает подросткам в управлении, но не задевает неровности ландшафта. Руль и его вынос также являются продуктом максимально адаптированной для подростков геометрии, позволяющей управлять велосипедом с комфортом.

Гидравлические дисковые тормоза TECTRO срабатывают даже в мокрую погоду, что максимально повышает безопасность велосипеда.

Гарантия на раму, вилку, руль велосипедов PUKY и EIGHTSHOT – 10 лет.

Товары которые могут вас заинтересовать
Горный велосипед EIGHTSHOT 27.5, 8004 sand&black песочный/черный
Горный велосипед EIGHTSHOT 27.5, 8004 sand&black песочный/черный
Горный велосипед EIGHTSHOT 24, 8003 sand&black песочный/черный
Горный велосипед EIGHTSHOT 24, 8003 sand&black песочный/черный
Горный велосипед EIGHTSHOT 24, 8002 green зеленый
Горный велосипед EIGHTSHOT 24, 8002 green зеленый